Российские тесты удалённого 5G-пилотирования большегрузов

могут привести к появлению вакансии «водитель на удалёнке».

БелАЗ-7513R, более 107 тонн беспилотной мощи. Грузоподъёмность до 136 тонн.

источник

18 мая стало известно, что в России, на территории действующего угольного разреза Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), развёрнута пилотная зона 5G. Причём – впервые в нашей стране – возможности и перспективы интернет-сети пятого поколения исследуются на основе роботизированного комплекса грузоперевозок (к слову, тоже российского). Там, в рамках направления «Бизнес», специализированного на IT-решениях для предприятий и организаций разного калибра, российский сотовый оператор Билайн реализует дистанционное управление 130-тоннымми карьерными самосвалами БЕЛАЗ-7513R.

«Фактически, российский бизнес проходит четвёртую промышленную революцию, – считает исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса ПАО «ВымпелКом» Арташес Сивков. – Цифровая трансформация идёт ускоренными темпами. Высокий технологический уровень позволяет максимально автоматизировать производство и повысить безопасность. Уже сейчас использование стандарта 5G даёт роботам возможность делать многие вещи быстрее и точнее людей».

По его словам, в качестве нового стандарта необходимых условий для реализации автоматизации процессов, катализатором прогресса в сфере промышленного IoT может выступить именно 5G. Высокая скорость обмена данными и, как следствие, минимизация задержек сделают его незаменимым для беспилотных систем не только на травмоопасных производствах. Они настолько хороши, что будут уместны всюду, во всех сферах. «Мы благодарны коллегам из СУЭК за возможность наглядно продемонстрировать преимущества сетей нового поколения для российского бизнеса», – говорит Арташес Сивков.

Это стало возможным благодаря, с одной стороны, информационной системе, год назад разработанной компанией «ВИСТ Групп» в рамках проекта «Интеллектуальный карьер», и, с другой, оборудованию от TD Tech, одной из «дочек» Huawei, специализирующейся на коммуникационных решениях для рынков.

Согласно прошлогоднему заявлению «ВИСТ Групп», роботизированный карьерный самосвал БЕЛАЗ-7513R отличается интеллектуальными системами управления. Так, рулевая и тормозная системы являются смешанными, обеспечивая оптимальные характеристики взаимодействия узлов и механизмов за счёт программируемых логических контроллеров. Проработано сканирование окружающей среды, в том числе в условиях плохой видимости на расстоянии до 250 метров, с построением трёхмерной карты на расстоянии до сотни метров. К тому же VIST Robotics (дочерняя компания «ВИСТ Групп», занимающаяся научно-исследовательскими работами в области ИИ и автономной техники) обучила машину ездить без разворотов, вперёд и назад – так называемым челночным ходом, – чего водитель гигантского самосвала сам сделать не может. Этот режим движения позволяет экономить на износе шин и за счёт отсутствия разворотов сократить время маршрута на 12%. Кроме того, карьерный беспилотник использует спутниковую навигацию с точностью позиционирования до 1 см и систему распознавания человека вблизи, которая обнаруживает персональные устройства безопасности, находящиеся у каждого рабочего на участке.

Схема управления беспилотным БелАЗом. источник

Вроде бы и так хорошо, но теперь аппаратные решения компании TD Tech позволяют расширить и максимизировать возможности созданной автоматизации. «5G CPE (Customer Premises Equipment), разработанный для промышленных сетей и установленный на грузовике с дистанционным управлением, разработан на основе чипсета Huawei Balong 5000, который обеспечивает производительность 5G и стабильность взаимодействия с пользователями», – говорит Чэн Юньи, вице-президент компании TD Tech. «Защита промышленного уровня, конструкция антенн, различные промышленные интерфейсы и широкие возможности маршрутизации – продолжает он – удовлетворяют требованиям различных сценариев». Поэтому в Хакасии, на Абаканском участке открытых горных работ, на протяжении полутора километров по территории Черногорского угольного разреза, на базе упомянутых конструкций TD Tech, Билайн развернул фрагмент беспроводной сети нового поколения.

Промкоммуникации растянулись на весь маршрут самосвалов с дистанционным управлением. Покрытие площади сигналом с шириной канала 100 МГц обеспечивают две двухсекторные распределённые базовые станции стандарта 5G, работающие, однако, в сетях LTE предшествующего поколения. Этот подход (так называемый NSA, non-standalone, или неавтономный режим работы) на начальном этапе упрощает внедрение новых сетевых стандартов. Тем не менее, использованный 5G CPE промышленного уровня, по словам того же Чэн Юньи, «является одним из самых передовых 5G-устройств Huawei и TD Tech».

Тестирование сети 5G в условиях беспилотного и дистанционно управляемого транспорта стало основной задачей эксперимента. Но справедливости ради нужно заметить, что удалённое пилотирование большегрузов и автономная их работа – не новость на горнодобыче. Уже вовсю там пользуются подключениями 4-го поколения (LTE) для выполнения этих же задач. Так что, дополнительно, настоящие испытания могут наглядно показать технологические преимущества и/или изъяны последних достижений беспроводных сетевых коммуникаций в сравнении с промышленными сетями WiFi/MESH. Выявление и фиксация таких моментов – это не столько само торжество прогресса, сколько вопросы, ведущие к нему. Но первые выводы, которые уже сейчас основаны на опыте, воодушевляют: «Сети 5G обеспечивают более стабильное соединение, – говорит Арташес Сивков, – минимальную задержку управляющих сигналов, критичных для удалённого контроля и управления транспортом, а также не восприимчивы к помехам, которые могут создать разнообразные действующие WiFi-сети».

Важно отметить, что в рамках тестов был задействован весь функциональный потенциал роботизированного комплекса, с чем не просто было справиться в рамках WiFi/MESH-сетей. Все потоки данных с камер высокого разрешения по периметру самосвалов поступают в центр обработки для управления техникой в режиме реального времени. Таким образом, применение технологии 5G, пусть и пока что на базе устаревающего LTE, обеспечило технику не только высокими передающими скоростями, но и минимизировало задержки откликов узлов, существенно увеличив дистанционную управляемость и точность движения самосвалов-роботов. Как следствие – всё это повышает безопасность персонала при управлении гигантскими машинами по сравнению с ранее применявшимися беспроводными сетями.

«За 10 лет применения на наших предприятиях технологий промышленного интернета на базе MESH мы впервые опробуем альтернативу, и она достойно себя показывает в техническом плане, – говорит заместитель директора по информационным технологиям АО «СУЭК» Дмитрий Сиземов. – Наш совместный пилот с ВИСТ в Хакасии – первая практика внедрения отечественных робо-самосвалов, и благодаря ресурсам беспроводной сети нового поколения от Билайн и Huawei, сейчас мы извлекаем из беспилотных машин резервы производительности, недоступные человеку. В настоящее время в СУЭК рассматривается перспектива тиража роботизации на других предприятиях. Промышленное применение 5G с этим кейсом уверенно определяет своё место в цифровой трансформации на годы вперёд». Так же он обращает внимание, что внедрение новейших беспроводных технологий на горнодобывающих предприятиях открывает широкие перспективы не только для роботизированных комплексов, но и для не столь впечатляющих, хотя и не менее важных действий. Мониторинг, координация и промышленная безопасность требуют всё больших скоростей и надёжности обмена данными. А независимость от стационарной инфраструктуры как раз и повышает их, столь необходимую, гибкость.

Да, даже маленький прогресс влияет на многое. А что уж говорить о столь значительных достижениях в технологиях обмена данными как двадцатикратное превосходство по скорости и почти тысячекратное – по объёму? Как отметил Эйден У, генеральный директор Huawei в Евразии, «4G изменил нашу жизнь, и теперь 5G трансформирует наше общество. Как технология, которая все объединяет, 5G подарит нам новый интеллектуальный мир.

Горнодобывающая промышленность всегда была и остаётся отраслью повышенного риска. Демонстрация машин и механизмов, участвующих в производственном цикле добычи полезных ископаемых, работающих на технологии 5G, делает возможным автоматизацию наиболее опасной работы в этой отрасли. Это значительно повысит эффективность и безопасность. В будущем работники горнодобывающих компаний смогут выполнять свою работу в комфортных кондиционированных помещениях. Это большой шаг вперёд для этой промышленности.

Beeline и Huawei давно сотрудничают и вместе исследуют возможности 5G. Продемонстрировав кейсы голографического звонка, удалённой операции, а теперь и удалённой добычи полезных ископаемых, мы верим, что скоро 5G будет доступна каждому из нас и каждой отрасли».

Нам в АРМК особенно приятно рассказать вам об этих событиях, и тому есть две причины. Во-первых, хочется откровенно похвастаться успехами таких больших партнёров (АРМК сотрудничает с Huawei), а во-вторых, такие «первые ласточки» означают, что скоро столь грандиозные возможности будут у каждого.

Давайте будем к ним готовы.


По материалам Huawei Россия и Тadviser

 

А это – так, проникнуться и восхититься возможностями, созданными человеком J

БелАЗ-75710, самый большой карьерный самосвал в мире, перевёзший в 2014 году за раз рекордные 503 с половиной тонны. источник